Что такое коучинг и с чем его едят?

Автор: Марина Врубляускене

Что такое счастье – это каждый понимал по-своему

(Аркадий Гайдар)

Определений коучинга существует едва ли не столько же, сколько и коучей. И действительно, этот стиль консультирования может быть очень разным в зависимости от:

Мне кажется близкой такая формулировка одного из «отцов-основателей» коучинга Тимоти Голви:

Коучинг — это искусство создания, с помощью беседы и поведения, среды, которая облегчает движение человека к желаемым целям, так, чтобы оно приносило удовлетворение.

В каких случаях может возникнуть потребность в такой помощи?

В движении к тактическим целям часто может возникнуть ситуация дефицита времени или ресурсов: человек и сам в состоянии достигнуть желаемого, но именно сейчас ему важно сделать это быстро и кратчайшим путем.

Иногда человек уже начал движение, но что-то «стопорится» и привычные способы решения проблем не работают.

В кардинальных жизненных изменениях помощь консультанта важна особенно: слишком многое «ставится на карту», чтобы позволить себе ошибиться и прийти не туда, или потерять по дороге что-то ценное.

Какие цели ставят перед собой мои клиенты?

Молодые люди 20-25 лет - выпускники ВУЗов и молодые специалисты. Их цели:

Ближе к 30 годам большое значение придается достижениям (чаще у мужчин) и балансу между семьей и работой (у женщин). Это могут быть такие цели, как:

Около 40 лет происходит кризис середины жизни и в результате перед клиентом могут вставать такие задачи, как:

 

Что включает в себя сопровождение в этих изменениях?

1. Постановка цели

На этом этапе важно выяснить, является ли цель, которую ставит перед собой клиент, истинной, т.е. не обманывает ли он сам себя. Мы смотрим, какие глубинные потребности сейчас нуждаются в удовлетворении, насколько достижение цели сможет решить эту задачу. Работаем с вИдением, глобальным жизненным планом и «проверяем», как цель встраивается в этот план. Если человек видит, к какой ГЛАВНОЙ цели приведут его сегодняшние шаги, это дает новые смыслы и наполняет движение новой энергией.

2. Анализ реальности

Следующим шагом работы является анализ сложившейся ситуации, ее влияния на все жизненные сферы. «Инвентаризация» возможных внешних и внутренних ресурсов, внешних и внутренних ограничений. Анализ существующих и разработка новых поведенческих моделей, ролей, сценариев.

3. Поиск возможностей и создание пошагового плана действий

На этом этапе сначала мы с помощью «мозгового штурма», собираем в копилку самые на первый взгляд «бредовые» идеи, это время креативности и спонтанности, отключения всякой критики и принятия всего, что только может прийти в голову. Именно здесь случается больше всего инсайтов, озарений, всего того, что позволяет двигаться к цели легко и с вдохновением!

И затем выбираем из этого изобилия самые эффективные варианты.

При создании конкретного плана действий самым важным является выбор именно таких шагов, которые будут достаточным вызовом, напряжением для клиента, но при этом не «придавят» его своей сложностью и трудностью, будут ему по силам.

4. Сопровождение в выполнении этих шагов

Здесь важно соблюдать баланс вызова и поддержки, и это вовсе не «кнут и пряник»! Это – вера в клиента, в его силы и уникальность, в то, что он не сможет не дойти туда, куда идет. Иногда путь этот бывает непростым и небыстрым, возникает сопротивление, разочарование, порой жизнь «подкидывает» неожиданные препятствия, иногда сам клиент обнаруживает в себе нечто, мешающее двигаться вперед. Важно также, чтобы на пути к цели не страдали остальные сферы жизни, чтобы сохранялся жизненный баланс и не возникал «эффект короткого одеяла» (когда, например, все силы брошены на покорение карьерной вершины и от этого страдает семья или здоровье).

И, наконец, за счет чего происходит это движение, что такого делает коуч, чего клиент не может дать себе сам?

Во-первых, между коучем и клиентом создаются особые отношения: веры в то, что внутри человека всегда есть ресурсы для претворения в жизнь того, что ему действительно важно; принятия себя и другого такими, как они есть, в любых проявлениях; партнерства и равенства, отсутствия «экспертной позиции», когда один учит другого «правильному» поведению и тем самым ограничивает его опыт.

Во-вторых, сам себе психолог – это все равно, что сам себе стоматолог. И мы очень часто не можем задать сами себе «трудные» вопросы, заставляющие обратиться за ответом в самую глубину. Конфликты и споры между нашими внутренними Критиком, Деятелем, Ребенком; между ролями Добытчика, Родителя, Супруга, Хозяйки; между чьими-то ожиданиями от нас и нашими от себя и других – вся эта внутренняя какофония часто не позволяет услышать то истинное Я, которое знает все ответы. Коуч может превратить эти конфликты в конструктивный диалог. И еще он выступает в роли чистого «зеркала», заглянув в которое, человек может посмотреть в лицо своим страхам и увидеть то, что ограничивает его движение.

И, наконец, в-третьих – специальные знания и навыки, инструменты помогают коучу анализировать ситуацию и жизненную историю клиента, моделировать новые способы и модели, находить новые решения. У каждого консультанта есть свой «набор», которым он пользуется в зависимости и от собственных способностей и склонностей, и от склонностей и особенностей клиента. И, выбирая коуча, мы так или иначе выбираем себе того консультанта, чьи методы работы и чей профессиональный и жизненный опыт нам кажется наиболее подходящим для нас.

И еще мне кажется, что хороший коуч не может быть коучем только для других: перед собой он тоже умеет ставить цели, идти и приходить к ним. Вот не нравится мне слово «достигать»! Очень часто коучинг превращается в этакое «достигательство». А консультант – в дрессировщика с кнутом в одной и пряником в другой руке. А какое слово подходит? Похожее. «Постигать». Постигать себя и жизнь по дороге к цели. И это – увлекательнейшее путешествие, хочу я вам сказать!